Russin & Vecchi L.L.P.




ПУБЛИКАЦИИ

Лазарев С. Л.

Старший партнёр

 Исполнительный директор

 

Привлечение в Российскую Федерацию иностранных работников.

  Актуальные проблемы и пути их решения.

Введение:

Ни для кого не секрет, что наличие необходимых ресурсов и умение грамотно ими распоряжаться являются, пожалуй, ключевыми слагаемыми в формуле успеха любого проекта. Думаю, вы согласитесь со мной в том, что важнейшим ресурсом являются люди. Наличие в команде грамотных специалистов позволяет добиваться наилучших результатов в установленные сроки, а их отсутствие может чрезвычайно затруднить путь к поставленным целям. Именно поэтому современные компании уделяют повышенное внимание вопросам привлечения трудовых ресурсов.

 Современная история России в целом и Сахалинской области в частности связана с притоком на территорию страны большого объема иностранных инвестиций и реализацией огромного числа международных проектов. Вполне понятно, что участникам этих проектов невозможно обойтись только местными трудовыми ресурсами без привлечения иностранных специалистов.

За последние несколько лет правила привлечения иностранцев в Россию в целях осуществления ими трудовой деятельности существенно изменились. Однако указанная сфера по-прежнему нуждается в совершенствовании.

 В основе процесса привлечения к трудовой деятельности в России иностранных граждан, прибывающих на территорию страны на основании визы (дальнее зарубежье), лежит система квотирования.

В рамках данной системы работодатели имеют возможность в установленные сроки заявить о потребности в рабочей силе для замещения вакантных и создаваемых рабочих мест иностранными работниками, государственные органы субъектов определяют потребность в иностранной рабочей силе на местах и формируют соответствующие предложения для федеральных органов, которые, в свою очередь, принимают окончательное решение о распределении квот по всей России.

Сегодня мы хотим поговорить о некоторых актуальных проблемах, связанных с действующей в настоящее время системой квотирования.

1. Подача заявок на квоты. Корректировка квоты.

В современном мире время имеет огромное значение. Планы компаний по организации бизнеса на территории той или иной страны часто предусматривают их реализацию в кратчайшие сроки. Время, потерянное на каком-то этапе бизнес-проекта, часто оборачивается убытками.

В связи с этим фирмам, планирующим организовать свое присутствие в России для реализации проектов, в рамках которых планируется привлечение иностранных работников, необходимо быть готовым к тому, что процесс привлечения может затянуться.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 22.12.2006 г. № 783, которое регулирует процесс квотирования, заявки о потребности в иностранной рабочей силе на будущий год необходимо подать до первого мая текущего года. То есть если фирма организовалась после указанной даты, подать заявку на квоты она уже не успеет.

Постановление предусматривает возможность подать заявку о предоставлении дополнительных квот в том году, на который квоты уже были утверждены. Однако сделать это можно до первого мая соответствующего года.

Таким образом, в существующей системе квотирования отсутствуют механизмы, позволяющие оперативно изменить структуру квот в интересах коммерческих организаций. Вместе с тем, налицо необходимость в разработке таких механизмов.

2. Полное или частичное отклонение заявок работодателей.

В процессе определения потребности в иностранных работниках на уровне субъекта РФ заявки работодателей о потребности в иностранной рабочей силе могут быть полностью или частично отклонены межведомственными комиссиями, образованными заинтересованными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, территориальными органами Федеральной миграционной службы, государственными инспекциями труда, трехсторонними комиссиями по регулированию социально-трудовых отношений субъектов Российской Федерации.

В последние несколько лет практика частичного отклонения заявок работодателей в пределах 20-50% от заявленного количества получила широкое распространение. В связи с этим многим компаниям, использующим стандартную схему квотирования, приходится вносить существенные коррективы в свои бизнес-проекты. Порой такие корректировки даются очень не просто.

Некоторые работодатели, не получив необходимого им количества иностранных специалистов из-за полного или частичного отклонения их заявок, в своих последующих заявках прибегают к искусственному увеличению их численности, чтобы подстраховать себя на случай очередного частичного отклонения заявки. Впоследствии, при определении общей потребности региона в иностранных работниках и распределении квот, указанные недостоверные данные негативно сказаться на интересах добросовестных компаний.

Сложившуюся ситуацию, на наш взгляд, можно изменить лишь путем усовершенствования системы принятия государственными органами решений о полном или частичном отклонении заявок работодателей, в частности, создание более четкой методики оценки эффективности использования иностранной рабочей силы, действующая редакция упомянутой методики была утверждена в 2007 году и с тех пор не претерпела никаких существенных изменений.

3. Сроки утверждения квот.

Процедура определения потребности в привлечении иностранных работников по Российской Федерации, а также утверждение на очередной год квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу и приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности, длится довольно долго. До 15 октября текущего года органы исполнительной власти должны предоставить в Правительство РФ всю информацию необходимую для принятия соответствующих решений, при этом для самого Правительства РФ никаких временных рамок законодательством не установлено. После того, как Правительство РФ примет необходимые решения, Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации по согласованию с Министерством экономического развития Российской Федерации и Федеральной миграционной службой в месячный срок с даты вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации утверждает распределение квоты по субъектам Российской Федерации.

Для примера, в прошлом году приказ о распределении квоты на 2012 год был принят лишь 30.11.2011 г.

Почему указанные даты и сроки так важны? Потому что территориальные органы Федеральной миграционной службы не принимают документы на оформление федеральных разрешений на привлечение и использование иностранных работников, пока не получат информацию о распределении квот по субъектам РФ.

Таким образом, те компании, у которых срок действия их федеральных разрешений на привлечение и использование иностранцев оканчивается в феврале-марте, постоянно рискуют не успеть получить новое федеральное разрешение и продлить срок действия рабочих виз своих иностранных сотрудников без необходимости организовывать их выезд из России. Нужно заметить, что территориальные миграционные органы в рамках их полномочий идут на встречу работодателям, однако даже это не всегда помогает.

Данная проблема на наш взгляд может быть решена только путем внесения изменений в действующую систему квотирования и сокращения сроков соответствующих административных процедур. Данной цели можно достигнуть, например, путем наделения субъектов РФ полномочиями самостоятельно (либо при минимальном контроле со стороны федеральных органов) определять потребность в привлечении иностранцев. На первый взгляд, подобное предложение носит несколько революционный характер, однако, на наш взгляд, при должной степени проработки соответствующих процедур, такая система будет действовать значительно эффективнее нынешней.

Что же делать тем компаниям, которые желают организовать привлечение иностранной рабочей силы для работы в России в кратчайшие сроки? Существуют ли механизмы, позволяющие достигнуть этой цели? На оба вопроса можно ответить утвердительно.

 Прежде всего, необходимо отметить, что в конце каждого календарного года Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации утверждает на предстоящий год перечень профессий (должностей) иностранных граждан на которые квоты не распространяются. То есть, привлекая иностранных специалистов для работы на должностях, указанных в перечне, работодатель делает это за рамками квот без учета правил, установленных для стандартного процесса квотирования.

В то же время необходимость получения федерального разрешения на привлечение и использование иностранных работников сохраняется. Поэтому за месяц до подачи документов на федеральное разрешение работодателю будет необходимо обратиться в центр занятости с заявкой на подбор российских граждан на соответствующие позиции.

Перечень утверждается на предстоящий год, таким образом, у компаний, планирующих привлекать соответствующих иностранных специалистов, появляется возможность планировать свою деятельность.

Перечень, утвержденный на 2012 год, с учетом внесенных в него изменений содержит 59 наименований профессий (должностей). В него входит ряд творческих профессий (хореограф, художник-постановщик и т.д.), руководящие должности (генеральный директор, различные виды директоров), а также инженерные должности (главный инженер проекта, инженер по наладке и испытаниям, инженер-проектировщик и другие).

Таким образом, указанный перечень, безусловно, является очень полезным инструментом в действующей системе привлечения иностранных работников, однако ввиду ограниченности списка должностей, содержащихся в перечне, он не может решить всех проблем.

Помимо перечня внеквотовых профессий (должностей) многие компании по достоинству оценили преимущества и полезные качества еще одного инструмента, позволяющего привлекать иностранных специалистов в упрощенном режиме. Речь идет о процедуре привлечения высококвалифицированных специалистов (ВКС).

Детали и подробности указанной процедуры уже освещались и продолжают освещаться в различных источниках, в том числе и в рамках предыдущих конференций Нефть и газ Сахалина, поэтому мы лишь остановимся на нескольких моментах, которые, на наш взгляд, являются ключевыми.

Новая процедура имеет следующие существенные преимущества:

- отсутствие необходимости участвовать в квотировании;

- отсутствие необходимости получать федеральное разрешение на привлечение и использование иностранных работников;

- разрешение на работу для ВКС может быть выдано на срок до трех лет (обычное разрешение на работу, как вы все знаете, может быть выдано максимум на один год), при этом указанный срок действия разрешения на работу может быть неоднократно продлен на срок действия трудового договора, но не более чем на три года для каждого такого продления;

- работодатель самостоятельно осуществляет оценку компетентности и уровня квалификации иностранных граждан, которых он желает привлечь в качестве ВКС (т.е. каких-либо жёстких критериев для такой оценки не установлено);

- в случае, если в соответствии с трудовым договором предполагается осуществление ВКС трудовой деятельности на территориях двух и более субъектов Российской Федерации, данному ВКС выдается разрешение на работу, действующее на территориях этих субъектов Российской Федерации;

- ВКС может оформить вид на жительство в РФ для себя и сопровождающих его членов семьи в упрощенном порядке;

- ставка налога на доходы ВКС составляет 13% с самого начала трудовой деятельности в России (у иностранных работников без статуса ВКС ставка зависит от суммарного количества дней их нахождения на территории РФ: менее 183 – по ставке 30%, более 183 – по ставке 13%).

По сути, основными ограничениями в процессе получения разрешения на работу для ВКС являются:

- общая сумма заработной платы в размере два миллиона рублей в год (по общему правилу), которую работодатель обязан выплатить иностранному специалисту (исключение составляют (а) ВКС, являющиеся научными работниками или преподавателями, в случае их приглашения для занятия научно-исследовательской или преподавательской деятельностью имеющими государственную аккредитацию высшими учебными заведениями, государственными академиями наук или их региональными отделениями, национальными исследовательскими центрами либо государственными научными центрами, а также (б) ВКС, привлеченные к трудовой деятельности резидентами промышленно-производственных, туристско-рекреационных, портовых особых экономических зон. Для таких ВКС уровень заработной платы не должен быть менее одного миллиона рублей в год.); и

- потенциальный  работодатель не должен был быть привлечен к административной ответственности  за незаконное привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства, а также не должен иметь на момент привлечения к трудовой деятельности ВКС неисполненных постановлений о назначении административного наказания за совершение указанных административных правонарушений в течение двух лет до дня подачи ходатайства о привлечении ВКС.

 Кроме того, процедура привлечения ВКС предусматривает и дополнительные обязанности работодателя, в том числе следующие:

- в течение тридцати дней со дня получения разрешения на работу для ВКС работодатель обязан представить в федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции сведения о постановке данного ВКС на учет в налоговых органах Российской Федерации;

- работодатель обязан ежеквартально не позднее последнего рабочего дня месяца, следующего за отчетным кварталом, уведомлять федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции об исполнении обязательств по выплате заработной платы высококвалифицированным специалистам, а также о случаях расторжения трудовых договоров с ВКС и случаях предоставления им отпусков без сохранения заработной платы продолжительностью более одного календарного месяца в течение года;

- работодатель обязан обеспечить (посредством заключения работодателем соответствующего договора с медицинской организацией) право ВКС и прибывшим в Российскую Федерацию членам его семьи на получение первичной медико-санитарной помощи и специализированной медицинской помощи.

В целом процедура получения разрешения на работу для ВКС является довольно-таки простой и понятной. Пожалуй, единственным ее недостатком на сегодняшний день является то, что за получением указанных разрешений необходимо обращаться в Федеральную миграционную службу (г. Москва), так как территориальные органы ФМС до настоящего времени не наделены соответствующими полномочиями. В этой связи при рассмотрении ходатайств о привлечении ВКС органы ФМС зачастую не укладываются в установленный законом срок (четырнадцать рабочих дней). Как только данный вопрос будет решен, срок получения разрешений может сократится.

Заключение:

Подытоживая все вышесказанное, необходимо отметить, что несмотря на некоторые улучшения системы привлечения иностранных работников к трудовой деятельности в России в последние годы, она, безусловно, нуждается в дальнейшем совершенствовании.

При этом крайне важной и необходимой в этой связи видится необходимость вовлечения представителей бизнеса в процесс разработки последующих изменений в миграционном законодательстве. 

 

БАНГКОК ВАШИНГТОН ВЛАДИВОСТОК МОСКВА НЬЮ-ЙОРК ПУЭРТО ПЛАТА
САНТО-ДОМИНГО ТАЙБЭЙ ХАНОЙ ХО ШИ МИН ЮЖНО-САХАЛИНСК
   
 

Офисы компании "Русин и Векки" в Бангкоке, Ханое, Хо Ши Мине, Санто-Доминго и Тайбэе являются в своих городах членами организации "Меритас" - крупнейшего всемирного объединения независимых юридических фирм, занимающихся корпоративным и коммерческим правом. Фирмы-члены "Меритас" имеют независимую практику и не отвечают по обязательствам друг друга.


ул. Садовническая, 35-37, стр. 2, офис 406
115035, Москва, Российская Федерация
тел. (7-495) 783-0522
факс (7-495) 783-0523
lawyersgroup@russinvecchi.ru